Путешествия
Путешествия для художника Константина Путинцева - его суть, характер, натура: «Путешествия не променяю ни на что! Так же, как и книги, не променяю ни на что. И из путешествий я притаскиваю чемодан книг». Из поездок он привозит новые работы, эссе, стихи и книги. Главное - новые места дают мощный творческий импульс, заставляют иначе взглянуть и на саму жизнь, и на окружающий мир, меняют психологию восприятия. Соприкосновение с иными этнокультурными слоями, духовными традициями обогащают знаниями и на уровне интуитивном, подсознательном. Иные по сравнению со средней полосой России ландшафты, освещенность, насыщенность цветом, представляя другую землю с ее мощью, богатством и разнообразием природы‚ заставляют художника использовать совершенно другие сочетания красок. Художник-путешественник и художник-пейзажист, он работает акварелью и карандашом, использует смешанную технику. Увиденное, быстро меняющееся состояние природы надо успеть запечатлеть, пережив отразить.
Произведения Константина Путинцева 2000-х годов отличаются от его работ конца 1980-х - начала 1990-х годов не только, что естественно, совершенствованием мастерства автора, но и появлением более яркого, насыщенного, так называeмогo «открытого» цвета, темпераментных красок, резких контрастов, а вместе с тем большей лиричностью, романтизмом, глубиной внутреннего содержания. «Все при ходит с опытом, немного изменился стиль, стараюсь вложить в работы больше философии», - говорит xyдожник. И продолжает: «Что касается изменения стиля - это часто работа "по-мокрому"; появляются Другие краски, что связано с путешествиями. Если раньше, в Советском Союзе, мы путешествовали только по нашей стране, то после определенных событий, с начала 1990-х, появилась возможность ездить в те места, о которых только читал в романах Жюля Верна, Чарльза Диккенса». Художник отправляется в новое путешествие - на острова Тихого океана, по местам мореплаваний Кука, о которых читал в Детские годы: на Таити, Гаваи, Кука, Французскую Полинезию.
«Наша матушка Земля очень разнообразна, - продолжает Константин Путинцев, - настолько, что, когда бываешь в разных уголках мира, поражаешься невероятным цветовым сочетаниям и состояниям природы. А ведь иногда кажется, что те цвета на работах, которые видишь у других художников, просто не существуют. Парадокс в том, что, когда ты сам это видишь, приходит понимание того, что и Другой смог это увидеть. Есть поразительные цвета y Рокуэлла Кента. Но надо было поехать B Патагонию и в Гренландию, чтобы увидеть, понять, что такие сочетания несочетаемых, кричащих цветов - ярко-желтого, белого и ярко-синего, которые по своей натуре в совокупности противоречат устоявшимся канонам колористики, - существуют в природе. Нередко появляются цвета и сочетания, которые даже глазом сложно воспринимаются». Подтверждая свои слова, Константин Путинцев приводит пример из воспоминаний Константина Коровина, которого считает одним из признанных колористов, ярким представителем русского импрессионизма: «Он писал, что, работая над одной из картин цикла Ночной Париж, не мог поймать цвет. И вдруг буквально "врубил" желтый, а тени сделал просто черными, чего никогда не делал, - получилось нужное сочетание, и картина заиграла. Есть некие моменты, которые приходят изнутри. В то же время что-то подсказывает, не столько опыт, сколько окружающее пространство, которое на тебя воздействует, и собственное восприятие того, что ты стремишься отразить, - событие или пейзаж».
Пейзаж
Жанр пейзажа, возникший в России с конца XVIII столетия и активно начавший входить в отечественное изобразительное искусство со второй половины XIX века, сегодня актуален и популярен.
Современное искусство. Это пугающее, как детская страшилка, и прилипчивое, как ярлык, contemроrаrу art, многообразно однообразное и обезобразненное до оскомины: бессмысленно беспредметные «картины» - много масла, много холста, безнадежно-непонятные объекты и инсталляции, занудливо перепевающие достижения авангарда, полусумасшедшие перформансы, надуманные «кураторские» проекты «для своих». Или одемократиченные широтой вкусов салонно-лессированные, гламурно-лубочные пейзажи и иные картинки «а-ля рюс» с Крымской набережной или других «художественных развалов».
Все это обилие несусветной несуразицы, весь этот «отвал» современного искусства, напрочь лишенный сколь-либо внятной культурной традиции, на самом деле лишь подчеркивает значимость и достоинство подлинных мастеров живописи и рисунка, продолжающих традиции столь знаменитой русской школы. Правда, среди них по большей части представители старшего поколения художников. Поколение же 1980-х, и уж тем более молодых художников все чаше поддается технологическому соблазну, заменяя искусство рисунка, что называется, «от руки», карандашом и красками, всевозможными компьютерными программами, коллажами и фотографией.
Набирающая силу фотография как вид изобразительного искусства, созвучная времени и мироощущению современного человека, бесспорно, имеет своих ярких мастеров и достойных представителей, чьи фотографии сродни картинам. Жанр пейзажа в фотографии постепенно вытесняет пейзаж B его классическом значении.
Пейзажи Константина Путинцева стоят в современном искусстве особняком. Благодаря мастерству художника - прекрасной школе рисунка, виртуозности линий и безупречному владению техникой акварели, редкому чувству цвета, подлинному живописному видению, строгости и законченности композиции - Путинцеву удается так передать натуру, что она способна отразить мощные состояния природы, превращая сиюминутное в вечное. «Акварель, - говорит Константин Путинцев, - техника интересная, необычная, довольно изощренная и сложная, B ней непросто что-либо изменить, особенно, когда делаешь работу "по-мокрому": попал или не попал - в тот момент, в тот тон, в то состояние, которое хотел передать. Одно неверное движение или случайный затёк - и работа пропала. Маслом, гуашью можно накладывать любые красочные слои, а в акварели ничего изменить практически нельзя». Удивительно, как свою внутреннюю эмоциональную энергетику художник передает с такой легкостью. Его небольшие по размеру акварели смотрятся монументальными и законченными произведениями.