Творчество художника

Константин Путинцев


Монастыри

Тема монастырей, органично переплетенная с темой России и неразрывно связанная с темой Севера, представляется если не программной, то достаточно значимой в творчестве Константина Путинцева. Художник много ездит по Северу России, на Соловецкие острова, где расположен самый северный монастырь, почти у полярного круга, на острова в Белом море ("Солнца луч защитный", "Соловки", "Камни", "Солнечный август". "Соловки", "Каменная летопись", "Кемь. Ночная тишь", "Северных трав неброское цветение"), на остров Валаам на Ладожском озере, где расположен Древний Валаамский мужской монастырь ("Валаамские зори", "Валаам.
Штормит", "Утро туманное", "Облако"), создает пейзажные «портреты» монастырей ("Макарьевский монастырь", "Горицкий монастырь", "Печерский монастырь"), храмов Пскова ("Псков. Церковь Косьмы и Дамиана"), Елабуги, Болгар, Углича ("Церковь Дмитрия на Крови"), Романова-Борисоглебска ("Осень в Тутаеве"). Отдельный цикл посвящен Иосифо-Волоцкому монастырю близ подмосковного древнего города Волоколамска ("Лунная ночь в Иосифо-Волоиком монастыре", "Словно град Китеж…", "Распутица...") Поразительная точность рисунка, верность архитектурных построений, гармоничная «вписанность» в окружающий пейзаж характерны для этих работ художника, выполненных в смешанной технике и акварелью.

Соловецкие острова и остров Валаам представлены сериями рисунков и акварелями, в которых художник передает неповторимую красоту и уникальность этих мест, где окруженные водой «островные государства» монастыри, микрокосмы духовности - более полутысячи лет стоят оплотами православия. На Валааме, как и на Соловках, можно столкнуться с невероятными природными явлениями, световыми эффектами и кажущимися нереальными для этих широт яркими цветами, поражающими воображение.

В акварели Краски Севера художнику удалось передать эту удивительную подлинность закатного
состояния, быстро меняющегося, длящегося мгновения - фиолетово-алые, желто-багровые облака буквально «разрывают» небо; эти небесные краски величественно и спокойно отражаются в воде, застывшей, поглощающей всю эту феерию цвета и света. "Валаамские зори" - предрассветная дымка уже почти развеялась, мягким туманом скрывает только дальний берег, очертания деревьев еще темны и четки, но вода уже играет всполохами красок восходящего солнца художник видит эту красоту просыпающегося мира, восхищается ею и запечатлевает романтический образ Валаама на утренней заре.

Совершенно иная палитра в акварелях "Валаам. Утро туманное…" Валаам. Штормит". Здесь доминируют синий и его оттенки, холодный зелёный. Свинцовая туча нависла над островами, темно-синие, отливающие мрачно-зеленым, с белыми гребешками волн, накатываются воды Ладоги на берег. За лесами, почти намеком, вдали определяются контуры монастыря неприступной и недоступной в штормовую погоду крепости, окруженной водой.

Валаамские и соловецкие рисунки выполнены в смешанной технике, на тонированной бумаге, что помогает острее передать суровость и усилить ощущение первозданности этих заповедных, отгороженных от мира водой мест. Совершенство рисунка, точная проработанность деталей, изящество линий, безупречность тональных соотношений делают эти работы практически живописными - глаз невольно видит цвет, и воображение его «дорисовывает». Пробиваясь через тучи, освещая лес, воду, линии берега и прибрежные камни, солнечные лучи, кажется, насыщены светом - а это всего лишь «игра» светотени ("Последний отблеск, Валаам"; "Солнца луч закатный..."‚ "Соловки"). Могучая стихия воды, безграничное небо с мощными кучевыми облаками и маленькая полоска земли между ними ("У Валаама") - где-то там, на острове, окруженный лесом и водой, сливаясь с ними в единое целое, стоит монастырь.

Так и Иосифо-Волоцкий монастырь в работах художника существует не сам по себе, а в некоем пространстве, в окружении природы. Основанный в Х\/ столетии, Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь был мощным оплотом православия и одним из самых значительных центров книжности. Художник ездит в него часто, в разные годы, создавая акварели и рисунки, запечатлевая образы монастыря, «портреты» его соборов, башен, церквей, пишет различные состояния природы - в разное время года и в разное время суток ("Облако", "Начало осени", "Вечернее мерцание"). Вероятно, там зарождались идеи новых циклов - "Облака", "Времена года", "Лунная соната", других. Возможно, там же рождались образы новых пейзажей, которые потом материализовывались, отталкиваясь от натуры, в прекрасные акварели и отточенные рисунки.