Константин Путинцев. Франция


Франция

Франция в творчестве Константина Путинцева занимает важное место: «у меня особое отношение к этой стране», – признается художник. И это не удивительно; это находит яркое отражение во французских работах художника, созданных в разные годы – «Осень в Фонтенбло», «Бурный Ла-Манш», «Огни Луары», «Замок в Анже ночью», «Огни ночного Парижа», «Веселые огни Парижа», «Мон-Сен Мишель. Вечность».

Город-крепость на маленьком острове-скале – легендарная гора Архангела Михаила восхищает художников разных эпох. Волшебство ночи, лунный диск с наплывающим облачком, иссиня-пурпурные воды залива в лунном свете, темным силуэтом с устремленными ввысь готическими шпилями встает, вырастая из скалы и сливаясь с нею, крепость Мон-Сен Мишель. Этот завораживающий рисунок точно передает необычность места, отражая удивительное единение архитектуры и природы, тонко выражает состояние мгновения, длящегося вечность. Пейзаж «Мон-Сен Мишель. Вечность» входит в один из лучших циклов художника – «Лунная соната».

Восхитительные французские рисунки художника – ночные пейзажи «Огни Луары», «Замок в Анже ночью» – свидетельствуют о его умении передать не только и не столько цветом, сколько тоном, оттенками синего, все многообразие и богатство красок ночи, едва различимых, сближенных, обобщенных; всполохи желтого – и засветились огни в ночи, разметая тьму – пастель «Веселые огни Парижа».

В своих путевых заметка Константин Путинцев пишет: «Париж – город грез… Чтобы понять его атмосферу, почувствовать его воздух, требуется немало времени… Его надо смотреть, по нему надо гулять, спокойно, размеренно, вживаясь в его многоликость и одаренность… Как он не похож на себя днем и ночью… Знакомый по десятками фильмов, книг и картин, он все равно свой, для каждого неповторимый… Раскрывается он не сразу и не всем, его надо почувствовать, понять, слиться с ним… Ночью центр, расцвеченный ритмично вспыхивающими гирляндами огней, напоминал то причудливый инопланетный корабль, то давящую все живое громаду родового готического склепа…»

Иные и по настроению, и по цветовой гамме работы, выполненные художником в Фонтенбло. Восхищаясь очарованием мягкой французской осени, художник пишет прекрасный парк с правильными пирамидами кустарника, изумрудно зелеными лужайками, опадающей, тронутой багрянцем листвой и наплывающим вдали легким седым туманом – романтичный, тонкий пейзаж, наполненный спокойной созерцательностью.

Акварелям Путинцева не свойственно появление на них животных – герои художника – явления и состояния природы; нередко, по большей части в рисунках, появляются архитектурные памятники и, порой, корабли. Пейзаж «Фонтенбло» поэтому, по-своему исключителен. По водной глади пруда, окруженного деревьями парка и отраженными в нем, плывут, навстречу друг другу и надвигающейся осени два белых лебедя. Откуда-то, из подсознания, всплывают архетипические образы возрождения, мудрости, путешествий, но также одиночества и грусти; символ сочетания воздуха и воды, их взаимодействия и отражений, проходящих через все творчество Константина Путинцева. Их, эти образы-символы, дарит художнику Франция.