Константин Путинцев


Многие работы художника представляют циклы, объединенные местом (Франция, Аляска – «Русская Америка»), временем (быстро написанные акварели – «Волжские этюды»), пространством («Вертикали»), основным «действующим лицом» («Облака»), состоянием («Лунная соната»). Нередко география работ, входящих в циклы, невероятно разнообразна: от Патагонии до Кавказа, от Австралии до Норвегии, от Канады до Африки – как, например, горные или ночные пейзажи; зачастую, наоборот, – как связанная центральной Россией тема монастырей.

Аляска
С болью русского художника создает Константин Путинцев великолепные пейзажи Аляски – земли, которую мы потеряли – и называет цикл, основная работа над которым идет в 2007 году, «Русская Америка». Здесь в акварелях и рисунках присутствуют напряженные оттенки оранжевого – то закатным отсветом на небе, то в предрассветных лучах, то окрашивая кромки облаков – усиливая внутренний драматизм автора, восхищающегося неповторимостью, красотой, этого утраченного края, величием природы перед кажущимся всевластием человека.

Сгущающийся туман оранжевым покрывалом укутывает небо, заволакивает складки горы, словно застывшей в скорбной маске, ложится на подтаивающий у ее подножия снег, создавая общее ощущение тревоги, столь не свойственное художнику – работа «Парк Денали» выполнена в теплой гамме, в принципе не характерной для его произведений.

Весьма напряженным воспринимается и пейзаж «Месяц рождается», хотя сама тема надвигающегося ночного покоя и восхода молодого месяца предрасполагает к умиротворенному созерцанию. Мрачные неровные контуры гор, отчетливо вырисовывающиеся на фоне желтовато-оранжеватого закатного неба и более светлых, размытых оранжевых отблесков-отражений в воде, почти линейные, тонкие, оранжево-бурые облака – все создает ощущение беспокойства. И тонкая «дуга» месяца едва различима на этом пейзаже.

Спускающиеся с гор в долину свинцово-фиолетовые туманы, причудливо переплетенные с облаками, напоминают морды хищных зверей. – Они захватили небо, опутали горы и уже почти пленили кажущийся таким беззащитным и маленьким строгий еловый лес («Туман густеет»). Сколь контрастирует этот горный пейзаж Аляски с пасторальными пейзажами Оки и Волги или маринами художника.

Тема Севера – одна из любимых и очень близких художнику: «отец много писал Север, подолгу там жил – работал в Якутии, учился в Норвегии», – говорит Константин Путинцев. «Просыпается край суровый», – будто восклицает, восхищаясь этим неколебимым и величественным северным краем, Константин Путинцев и пишет пейзаж с таким названием – вот из-за горы уже виднеется солнце, оно озаряет небо, оранжевые контуры облаков, но еще не осветило воды и не развеяло дымку туманов.

Туманы… Они присутствуют практически на всех «аляскинских» работах художника: «Туман густеет», «Туманный фиорд», «Солнце восходит», «Царство туманов», «Воды словно изумруд», «Аляска», «Туманное утро», «Рассвет», «Из вод туманных вырастая…». В этом пейзаже, с таким поэтическим названием, сизый туман, низко стелящийся над водой и почти выходящий из нее, прикрывает кромку берега, размывая границу воды и суши, и действительно складывается ощущение, что горы выходят прямо из океана. Холодная голубизна неба с оранжевыми отблесками солнечных лучей на облаках вдали, за горами, и свинцово-сизая туча – словно небесное отражение тумана – вот-вот опустится и скроет от глаз это мгновение вечности, подсмотренное художником у природы и запечатленное в акварели «Из вод туманных вырастая…».

Художник наслаждается невероятным цветом, почти буквально изумрудным свечением воды, и, владея тонким живописным языком, пишет романтичную, почти сказочную акварель, которую и называет «Воды словно изумруд». Легкий туман прикрывает горы и почти сливается с облаками, по студеной воде бежит, словно играя, легкая рябь, кажется, ничто не может нарушить спокойствия и величия этого красивого и сурового края земли.