Творчество художника

Константин Путинцев


Вода
Вода и небо. Небо и вода. Отражения и слияние двух стихий – бесконечных, безграничных, непостижимых. Особое мастерство художника и его внутренняя философия, мировосприятие и мировоззрение отчетливо проявляются в передаче и взаимоотношении этих стихий.

Вода у Путинцева несет особую смысловую и образную «нагрузку» – она и зеркало, отражающее видимый мир, передающее, опуская детали, его самую суть, и самостоятельная стихия, неподвластная пониманию и контролю, и пространство миража или подлинного мира.

(«Северный мираж», «Вечер у Жигулевских гор. Розовые облака», «Волжский туман», «Окрестности села Борисоглебское. Река Шексна» «Дождливый май. Ока», «На родине Сергея Есенина. Поздний вечер в селе Константиново», «Красоты России», «Упавшая звезда»)

Мало кто из художников может так тонко увидеть и верно передать отражения. Не выделенные в отдельный цикл, пейзажи воды и неба, вероятно, самые сильные работы художника, отражающие богатство внутреннего мира самого автора.


Горы
Горы, эти морщины земли, размыкающие и объединяющие стихии, воду и небо или землю и небо, вонзаясь неровными контурами в облака, завораживают пугающей красотой, притягивают пугающей неприступностью, опьяняют торжеством силы. Такими являются горы в акварелях Константина Путинцева. Он вспоминает: «Был момент, когда меня поразил Маттернхорн – пик в Швейцарии, ее символ – это когда мы поднялись почти на четыре километра. Мне даже один раз приснилось… Гора довольно жутковатая. Солнце вышло из-за облаков. Было какое-то странное состояние. Казалось, что громадный рог затаскивает к себе все хребты. Мощь была невероятно выражена. Очень сильное ощущение, почти неземное. Или, наоборот, сила земли такая, что мы кажемся даже не букашками – амебами в природном окружении».

Когда говорят «горы» – навязчиво вспоминают Рериха, сравнивая. А ведь у Рериха и не горы – скорее символы и знаки, метаморфозы образов, мифологемы для просвещенных. И только редкие знатоки вспомнят Куинджи – учителя Рериха – его великолепные и великие горные пейзажи, творчески заимствованные Рерихом, вспомнят свое первое мощное потрясение от увиденных картин Куинджи… Горы Путинцева – обращение к Куинджи, продолжение и переосмысление этой традиции.

«Закатный луч. Патагония», «О Рио-Рио», «В горах центрального Кавказа», «Из вод туманных вырастая», «Магелланов пролив», «В окрестностях Ушуайя», «Туманный Маттернхорн», «Огненная Земля», «Парк Денали», «Озеро Титикака», «Гренландские фиорды», «Царство туманов», «Застывшие вулканы», «Восточные миражи».